Работа по франшизе: так ли это легко, как кажется?

2017-08-17 11:08:00 | Просмотров: 752


Работа по франшизе: так ли это легко, как кажется?

Перед всеми предпринимателями, рано или поздно, встает вопрос: открыть свое собственное дело, рассчитывая только на себя и свои знания или довериться крупному бренду с десятком (или даже сотней) франчайзинговых предприятий и обещанной всесторонней поддержкой. Выбор, конечно, за бизнесменом, но если подводные камни своего бизнеса всем итак известны, то о франчайзинге известно немного. Так что это за рыба такая и с чем ее едят?

Франчайзинг: просто об основных понятиях

Для начала, разберемся с ним самим. Итак, франчайзинг – это такая форма организации бизнеса, при которой Правообладатель передает своему Партнеру право пользования брендом, свои наработки и часто даже оборудование. Конечно, за все нужно платить. Одноразовая плата за все вышеперечисленное и многое другое (каждый бизнес имеет свои предложения на рынке) называется паушальный взнос. Периодическая (раз в месяц) плата за использование бренда – это роялти (обычно процент от оборота). Сами участники сделки – это франчайзер (Правообладатель) и франчайзи (тот, кто покупает права на франшизу). Стороны заключают между собой договор концессии, в котором прописаны все основные моменты сотрудничества.

Если кратко, то так.

Вообще о франчайзинге, как форме ведения предпринимательской деятельности, ходит много слухов. Рассмотрим и развеем самые популярные из них.

3 мифа о франчайзинге

  1. Вам ничего не придется делать

Это не так. Надеяться на то, что франчайзер все сделает за Вас – глупо: сами подумайте, зачем ему тогда такой Партнер? На самом деле, Правообладатель просто поделится с Вами своим опытом, проконсультирует Вас по Вашим же вопросам, предоставит основные инструкции, но работать все равно придется Вам. Нужно будет подобрать помещение, сделать там ремонт, нанять сотрудников и, конечно, что самое главное, вести сам бизнес.

  1. Зарегистрированный товарный знак – залог успеха

На самом деле, франчайзер может продавать еще незарегистрированный в Роспатенте бренд, так как процедура это довольно долгая и может занять до 2 лет. Регистрация не дает гарантии надежности компании, ровно как и ее отсутствие, не говорит о том, что компания плохая. Роспатент не проверяет работу компании, он обращает внимание, в основном, на ее название – чтобы отсутствовали совпадения с прочими.

  1. Известность бренда обеспечивает прибыльность

Вообще, такое, конечно, может быть, но далеко не всегда это так. Часто эта «известность» надуманная или проплаченная (платные статьи в газеты, например или ролики на ТВ). Не будьте наивными, не дайте себя обмануть.

Работа по франшизе: плюсы и минусы

Преимущества франшизы заключаются в следующем:

  • Бизнес подается в готовом виде: с налаженными процессами и прописанными инструкциями;
  • Гарантии – часто франчайзеры прямо в своем предложении обозначают гарантию доходности предприятия, а некоторые, в случае невыполнения обещания даже готовы вернуть деньги (правда, такие встречаются нечасто);
  • Известный бренд. Такая известность может стать сыграть Вам на руку – например, можно существенно сэкономить на рекламе, чего не сделаешь в бизнесе с нуля;
  • Консультации. Ну где еще Вы можете спросить «А как лучше накрывать на стол в моем ресторане?» - только у франчайзера, при чем он Вам с удовольствием ответит, потому что это и его ресторан тоже.
  • Простой кредит. Действительно, вероятность кредитования при франчайзинге возрастает, так как банку уже известна компания и, к тому же, обычно франчайзер предоставляет неплохой бизнес-план, который новичку в этом вопросе просто не написать;
  • Знания. Да, да их тоже можно передать. Обычно база знаний выглядит как электронный каталог с большим количеством папок и файлов, которые появились там за время работы компании.

Прочитав этот список со знаком «плюс» хочется сразу идти открывать свой бизнес по какой-нибудь интересной франшизе. Но не торопитесь, сначала ознакомьтесь с другой стороной медали.

Минусы франчайзинга:

 

  • Это не Ваш бизнес. Нет, ну, конечно, Ваш на 3-5-10 лет (в зависимости от срока действия договора франчайзинга), но по окончании этого срока Вы можете его покинуть, и с этого момента Вам больше никто ничего не должен;
  • Нет свободы действий. Этот пункт вытекает из предыдущего: Вы не можете продать бизнес или даже перекрасить стены в зале без ведома франчайзера;
  • Вложения. Не спорим, вложения есть и в свой бизнес с нуля, но в франшизу нужно обычно вложить прямо здесь и сейчас немалые деньги – часто несколько миллионов. К тому же, каждый месяц придется выплачивать роялти за использование бренда.

Риски франчайзи

Предприниматель – сама по себе работа рискованная. Если брать франчайзинг, то это будут следующие риски:

  1. Договор концессии. Странно звучит, но тот документ, который должен защищать права франчайзи, может стать угрозой для него. Так происходит в случае, если сам покупатель небрежно отнесся к прочтению или не обратил внимание на условия под звездочкой. Вообще рекомендуется дать прочитать договор юристу и только если там все чисто, заключать его.
  2. Неправильная оценка ситуации. А Вы провели исследование на тему, нужен ли товар, который Вы собираетесь продавать, этому городу? Или есть ли подходящее по параметрам помещение? И, наконец, достаточно ли компетентны Ваши сотрудники, чтобы работать в крупной компании с высокими требованиями?
  3. Нет поддержки. Франчайзинг тем и хорош, что продавец обычно предлагает чуть ли не круглосуточную поддержку и помощь в любом вопросе. На деле нередко оказывается так, что это только слова, а на Ваши звонки могут не отвечать сутками, не то что уж ночью.
  4. Непредсказуемое поведение рынка. Может, у франчайзера идут в гору, потому что он работает в мегаполисе, а в Вашем городе с населением 100 000 человек ничего не выйдет? Или сама услуга через год станет неактуальной. Подумайте над этим.
  5. Конкуренция внутри собственного же бренда. Как это возможно? А вот как: некоторые франчайзеры вместе с бизнесом дают эксклюзивное право на регион. Это значит, что если Вы открыли магазин под этой торговой маркой в своем городе первым, Ваш успех никто не повторит. И это хорошо. Но некоторые организации не ограничивают франчайзи территорией – и в Вашем же городе могут открыть еще один магазин под этой же маркой, который станет Вашим конкурентом.

Если минусы для Вас несущественны, а риски, перечисленные выше не про Вас, плюсов все-таки больше, можно смело начинать: искать свою нашу, предложение своей мечты и заключать договор.

Виды франшиз

Формат франшизы зависит от области, в которой работает компания.

  1. Так, например, при покупке товарной франшизы Партнер получает право на распространение этого товара.
  2. Производственная – подразумевает передачу Партнеру особенностей и нюансов процесса производства с условием закупки у франчайзера сырья или оборудования.
  3. Работа под франшизой сервисного типа подходит для интересующихся сферой услуг и желающих осуществлять свою деятельность под уже известным брендом.
  4. Корпоративная франшиза предполагает наём большого количества персонала для расширения сети, при этом в договоре концессии прописываются всего две стороны.
  5. Конверсионный формат предполагает своеобразный процесс «поглощения» мелкого предприятия более крупным. Таким образом, мелкое предприятие становится частью известного бренда, а тот, в свою очередь, снижает свои издержки.
  6. Бизнес тип - это приобретение полной готовой системы организации и ведения бизнеса, эксклюзивного права на открытие предприятия под брендом франчайзера на своей территории. Франчайзер же за свою всестороннюю поддержку получает паушальный взнос и роялти.

Также возможно великое множество других классификаций франшиз, все зависит от признака, по которому ихклассифицируют.

Договор концессии

Данный вид договора:

  • Заключается на определенный срок (обычно от 3 до 10 лет);
  • Регистрируется в Роспатенте;
  • Включает в себя следующие пункты: наименования и реквизиты сторон; предмет соглашения;

порядок использования комплекса исключительных прав (право использования товарного знака, интеллектуальной собственности и пр.); права и обязанности сторон; порядок оплаты вознаграждения франчайзи; ответственность сторон; возможность внесения изменений в соглашение или расторжения договора.

Еще раз напоминаем, что перед подписанием договора лучше проконсультироваться с юристом, чтобы наверняка быть уверенным, что Вы не потеряете свои деньги.


Отправьте статью себе или знакомым, чтобы не потерять


Вернуться к списку статей
По всем вопросам звоните на бесплатный номер:

Вы успешно добавили товар в лист сравнения!