Бизнес по франшизе: важные факты и подводные камни

2017-03-09 09:15:00 | Просмотров: 555


Бизнес по франшизе: важные факты и подводные камни

Если Вы давно хотите открыть собственный бизнес и работать на себя, а не на дядю, но просто не знаете, с чего начать, франчайзинг отлично Вам подходит. Вы наверняка слышали это слово, а также слова франчайзер (в других источниках – франчайзор), франчайзи, роялти и паушальный взнос. Если Вам интересен бизнес «под ключ» и хочется разобраться со всеми этими понятиями, и, в конце концов, понять, выгодна ли франшиза на самом деле или, может быть, выгодно начинать самому,  эта статья для Вас.

Так что же такое франшиза и как она работает?

Чтобы перейти к такому узкому термину как франшиза, нужно разобраться с понятием франчайзинга вообще. Это такой способ делового сотрудничества, при котором права на бренд, технологии производства и продаж, схемы взаимодействия с клиентами и сотрудниками и пр. передаются от франчайзера (правообладателя) франчайзи (правополучателю). Выгода первого в этом случае в том, что представительство его компании появится в новом городе или даже стране, а второго в том, что головная боль по открытию бизнеса с нуля будет просто ему не знакома. Самым известным бизнесом, открытым по франшизе является компания McDonalds – многие помнят фотографию огромной очереди в первый ресторан сети в Москве. Такой ажиотаж был связан с известностью бренда за рубежом и желанием скорее к нему прикоснуться. Франшиза же в словарях значится как полный комплекс благ, получаемая франчайзи от франчайзера.

Если говорить о том, что такое франшиза простыми словами, то это получение готового (и часто уже известного) бизнеса (с прописанными процессами, бизнес-планом, рекламной компанией и прочее) на период действия договора. Франшиза – отличный и зачастую довольно выгодный вариант для ленивых или, наоборот, очень занятых – Вы платите за бизнес, который уже проработан до мелочей и приносит прибыль в другом регионе. При этом Вы становитесь франчайзи (покупатель франшизы), а продавец франшизы выступает франчайзером. С этого момента Вас связывают долгие и обычно плодотворные отношения: франчайзер ведет Вас по той же дорожке, которую он сам уже прошел и, чаще всего, ни один раз. Он отвечает на любые Ваши вопросы, связанные с процессом, а также часть обязанностей по организации этого процесса берет на себя.

Но франчайзинг – простой метод заработка лишь на первый взгляд: за все готовое и продуманное, как известно, нужно платить. Здесь появляются два новых понятия: паушальный взнос и роялти

Что такое паушальный взнос в франшизе?

Это взнос, который франчайзи платит один раз за вход в бизнес. Этот взнос, обычно, включает в себя обучение персонала франчайзером, аренду помещений и маркетинговую компанию. Но все составляющие паушального взноса все же следует уточнить у конкретного франчайзера. Паушальный взнос зависит от известности компании, от затрат на разработку франчайзингового предложения и т.д. Кстати, можно найти выгодный вариант и без паушальных взносов вовсе. К таким предложениям стоит отнестись с особым вниманием, чтобы не наткнуться на обман. Франшиза без паушального взноса возможна обычно в случае открытия интернет-магазина или, например, если франчайзер хочет открыть дополнительные точки для реализации товара и, тем самым, увеличить свою прибыль. Обычно так поступают известные бренды магазинов одежды.

Что такое роялти в франшизе?

Роялти – это своеобразная плата за использование известного бренда или товарного знака и, в отличие от паушального взноса, он выплачивается ежемесячно. Роялти бывает трех видов:

  • Процент от объема продаж (самый популярный вид роялти в настоящее время);
  • Процент с маржи (от прибыли компании, выраженной в процентах от продаж);
  • Фиксированный роялти (определенная сумма, прописанная в договоре).

К тому же, франчайзер обычно оказывает всестороннюю поддержку своему Партнеру (кто-то даже ведет сайт франчайзи, кто-то ограничивается ответами на его вопросы, но поддержка бизнеса оказывается в любом случае, так как прибыльный бизнес интересен обеим сторонам), так что роялти – плата и за этот спектр услуг в том числе.

Тщательно поискав, можно встретить выгодный вариант открытия бизнеса без уплаты роялти в первые несколько месяцев работы компании или даже без роялти вовсе. Во втором случае такое возможно, если компания хочет занять данный регион раньше конкурентов или ищет простой способ занять новые рынки. 

Так что же такое франшиза в бизнесе: многочисленные взносы или простой и прибыльный способ начать работать на себя?

Согласно статистике, бизнес, открытый самостоятельно в большинстве случаев закрывается через год: у предпринимателя нет достаточного опыта и знаний, чтобы успешно его вести; тогда как дело, открытое по франшизе выглядит более успешным: в среднем на 100 вновь открытых точек за год закрываются всего 2. Это происходит потому, что все процессы уже налажены и франчайзер просто не дает франчайзи наступать на одни и те же грабли. Не зря франчайзеров часто называют «родительскими компаниями», а франчайзи – «дочерними».

Чтобы запустить предприятие по франшизе стороны заключают договор концессии, или франчайзинговый договор. В среднем он заключается на 3-5 лет и включает в себя разрешение открыть бизнес под торговой маркой и логотипом  правообладателя на определенных условиях (у каждой компании - свои), права и обязанности сторон, а также размер паушального взноса и роялти.

После заключения договора обычно ведется активная работа по подбору местоположения и помещения, персонала, переговоры, ремонт, само открытие. Уйти на это может не так уж и много времени – некоторые предприятия открывают бизнес за 2 недели – месяц. А взносы и инвестиции франчайзи в среднем окупаются за полгода – год. Но это зависит от многих факторов, в ом числе и от вида франшизы.

Виды франшиз: основные 5

  1. Классическая. Самый популярный вид франшиз, встречающийся в России. Она подразумевает наличие паушального взноса и роялти, строгие стандарты компании, передачу прав на бренд, отчетность Партнера перед Франчайзером.
  2. Серебряная. Предполагает бизнес под ключ. Франчайзер сам решает все орг.вопросы: от поиска помещения до обучения сотрудников. Ведет бизнес уже Партнер под чутким руководством наставника.
  3. Золотая. Предоставляет эксклюзивное право на присутствие бизнеса в городе, регионе или даже стране.
  4. Свободная. Название говорит само за себя: франчайзи практически не ограничен в своих действиях.
  5. Банковская. Популярна в некоторых странах. Но встречается довольно редко, так как желающих стать представителем банка много, ресурсов значительно меньше.

Но все же в жизни не бывает чего-то исключительно плохого или хорошего, так и здесь есть плюсы и минусы франшизы.  Плюсы обычно более очевидны для покупателя: многие хотят готовый бизнес без хлопот и забот с поддержкой крупной компании. Все это видится как сон: ты – владелец крупной сети, ничего не делаешь, а деньги так и идут к тебе. Но на самом деле, естественно, все не так радужно: есть здесь и подводные камни, которые будущие Партнеры сначала просто не замечают, а потом становится поздно – договор уже заключен. Делать придется не мало, да и большие деньги придут не сразу. А сколько нужно вложить в бизнес, чтобы заработать – Вы посчитали? Возможно, нет. Так что если Вы хотите не просто выкинуть свои деньги, а потратить их на что-то действительно стоящее, нужно сперва тщательно взвесить все «за» и «против»,  и только потом купить франшизу.

Преимущества франшизы заключаются в следующем:

  • Стабильный доход от бизнеса (многие франчайзеры даже прописывают гарантию дохода в своем предложении, а некоторые из них даже готовы вернуть паушальный взнос или часть от него, если заявленного дохода не будет);
  • Известный бренд зачастую лучше всякой рекламы: люди доверяют имени компании и идут на него;
  • Поддержка франчайзера (многие предлагают круглосуточную поддержку он-лайн или по телефону 7 дней в неделю) – это, наверное, главное преимущество, когда Вы можете получить ответ на любой Ваш вопрос по делу;
  • Доступ к базе знаний, которую накопил Франчайзер за годы работы (обычно там прописаны все конкуренты компании, дается подробный анализ сегмента и т.д.);
  • Большая вероятность получить кредит в банке на выгодных условиях: банк охотнее дает кредиты известным компаниям, зарекомендовавшим себя на рынке, чем компаниям – новичкам;
  • Во многие франчайзинговые пакеты также входят дизайн-проект, бизнес-план, рекламная кампания, обучение сотрудников и прочее.

В целом плюсы франшизы можно описать так, но все же сюда можно добавить или, наоборот, убрать несколько пунктов. Все зависит от конкретного франчайзера и его предложений. Есть даже компании, которые ждут лишь инвестиций в бизнес, называют франчайзи Партнером, но фактически не допускают его к бизнесу и ведут все процессы сами (сохраняя, таким образом, свои наработки в тайне). Партнер получает часть прибыли и считается представителем компании в своем городе, но фактически не делает почти ничего. Можно купить и такой бизнес, вопрос лишь в том, насколько он интересен именно Вам.

Минусы франшизы, как мы говорили выше, обычно не так очевидны, но все же они есть:

  • Ограничена самостоятельность франчайзи: по многим пунктам он обязан выполнять рекомендации правообладателя, слово франчайзера – закон;
  • За франшизу нужно платить и, к тому же, после ее покупки нужно ежемесячно выплачивать роялти. К этому также нужно быть готовым;
  • Важно помнить, что договор концессии также заключается на определенный срок, после чего франчайзер может его продлить или расторгнуть. В таком типе бизнеса присутствует некая неопределенность;
  • Бизнес все же принадлежит не Вам. Пожалуй, это главный недостаток. Вы, несомненно, получите ценный опыт, но не свое собственное дело, который можно продать или подарить родственнику, например.

Таким образом, недостатки франшизы тоже есть. Другой вопрос в том, что при несколько ином подходе недостаток можно превратить в преимущество. Так, например, плату за франшизу можно сравнить с вложениями в дело с нуля. И, скорее всего, во втором случае вложения будут еще больше, если, конечно, предприниматель ни мастер детальных расчетов и ни способен предугадать незапланированные траты. Франчайзер, чаще всего, как раз мастер таких расчетов, так как он, обычно, открыл уже не только свою компанию, но и несколько по франшизе. А ограниченную самостоятельность в бизнесе можно воспринимать не как недостаток, а как своего рода заботу. В интересах франчайзера тоже сделать Ваш бизнес прибыльным, именно поэтому стоит следовать его инструкциям и выполнять правила.

Взвесив все «за» и «против» мы можем аргументированно рассуждать на тему: выгодно ли купить франшизу или все же стоит попробовать заработать свой первый миллион на собственной идее.

На самом деле, это не такой уж и простой вопрос. Так, например, стоит учитывать сегмент, в котором открывается франшиза, опыт компании, ее известность на рынке.  Важен и регион присутствия будущего бизнеса: так, например, не стоит открывать магазин игрушек в городе с маленьким приростом населения: всегда нужно задаваться вопросом: кто купит мой товар или услугу? Важна и степень доверия со стороны клиентов к Вашему предполагаемому делу. Они вообще слышали о Вас? А что слышали: хорошее или плохое? Они пойдут покупать к Вам или в проверенную фирму, к которой они просто привыкли? Но, на самом деле, и предпринимателю, открывающемуся с нуля, стоит проанализировать все эти вопросы и даже с большим вниманием. Не имея достаточного опыта, довольно трудно открыть успешный магазин, интернет-сайт или что угодно еще. Да и выгодно ли будет это? Как просчитать все риски? Нужны знания и опыт. В этом и есть главное преимущество бизнеса по франшизе. И если за эти знания нужно заплатить – может быть, проще сделать так? Другими словами, решать все равно Вам: с любым из вариантов усердно работать придется в любом случае.
Отправьте статью себе или знакомым, чтобы не потерять


Вернуться к списку статей
По всем вопросам звоните на бесплатный номер:

Вы успешно добавили товар в лист сравнения!